понедельник, 31 декабря 2018 г.

Fujifilm X-T3 - типа обзор и сравнение

Здесь не будет полноценного обзора и сравнения с аппаратами того же класса. Буду по мере возникновения каких-то мыслей их сюда заносить. А сравнивать буду с теми камерами, которые у меня есть в наличии (Fujifilm Finepix X10, Fujifilm X-M1 и Canon EOS 6D) с точки зрения повседневного удобства использования. Ибо толковых текстовых обзоров в русском интернете уже предостаточно.

Коротенькое отступление: Для меня важна матрица... На X-M1 стоит матрица X-TRANS второго поколения, на X10 матрица EXR (прародитель технологии X-TRANS). На Canon стоит обычная матрица CMOS, но есть интересное наблюдение - у неё "детские болезни" технологии EXR. На X-T3 используется технология X-TRANS четвёртого поколения с обратной засветкой (BSI X-TRANS 4), т.е. это не обновление, а новая технология.

Предыстория покупки: X-M1 перешагнула 100-тысячный рубеж по кадрам и проработала 3 года. Встал вопрос о поиске ей замены на всякий случай. После прочтений форумов и обзоров принято решение о приобретении Fujifilm X-T100. Камера в сходном ценовом диапазоне, но "наворотов" не настолько много, чтобы покупать её вот прям сейчас. Решил подождать, когда крякнет X-M1, возможно на тот момент появится X-T200... Про камеры старшей серии "T" я писал в посте "Почему я выбрал Canon?". И вот проскочила информация, что вышла X-T3... Помня цену на X-T2 с батарейным блоком, я не придал этому факту большого значения. Цену я узнал случайно из какого-то видео, и понял, что эту камеру нужно покупать во что бы то ни стало. Ужался во всём, и таки накопил на неё. Это я о чём,.. если не "горит", лучше не торопить события. И так поехали...

Светочувствительность матрицы - плюс. Я не прогадал... С покупкой EOS 6D стал реже пользоваться Fuji'ками (X10, X-M1), по причине ограниченного рабочего диапазона ISO. В зимний период просто сильно необходимо иметь возможность снимать на ISO 3200. На X-T3 снимать в течении дня также комфортно (еду на работу - ночь, еду с работы - ночь), как и на полнокадровом EOS 6D. Матрица с обратной засветкой - это реальный прорыв...

Настройки камеры - плюс. Их реально много, можно настроить всё что угодно. Чтобы не путаться в меню, как это делают многие обзорщики на видео. Надо привыкнуть к тому, что почти все разделы состоят из нескольких экранов, и при этом некоторые пункты имеют собственные экраны настроек (например: Настройки камеры \ Экран1: Настройка кнопок \ Экран3: Настройка сенсора \ Экран1: Вкл-Выкл). Короче, логика странная, но главное привыкнуть...

Функциональные кнопки/крутилки - нейтрально. Очень круто, что можно почти всё настроить под свои предпочтения, но при этом надо хорошо помнить значение каждой кнопки. Думаю, со временем в процессе пользования камерой руки сами "выберут", что где удобнее.  На мой взгляд диски выбора значений (крутилки) - очень тугие. Из четырёх камер эти реально самые неудобные. На X-M1 задняя крутилка ориентирована вертикально, что очень удобно в использовании. Вообще, под мои руки (меньше среднего) идеальной является эргономика X10-й, вот прям всё на своих местах. К X-T3 надо привыкать, на данном этапе я ищу кнопки пальцами.


Автоматические диапазоны ISO - плюс. И это очень жирный плюс. Предлагается три слота настроек, что очень удобно при постоянной смене локаций. Назначил выбор этих настроек на кнопку "Fn", и теперь нет необходимости лазить по меню.

UPD: Но не следует злоупотреблять этой функцией... Автоматика пытается ухватить все детали в кадре и, как правило упирается в верхний "потолок". Например, лупит при съёмке на чердаке в ISO 3200, а вполне достаточно снимать на ISO 1250 со всеми вытекающими деталями и цветностью. Теперь надо переходить на ручное ISO, благо тут это реализовано превосходно.

Донастройка затвора - плюс. Выставив конкретное значение выдержки, можно функциональным колесом (по умолчанию - задним) выбирать промежуточные значения от предыдущего до последующего значений на основном колесе выдержек.

Фокусировочные экраны - нейтрально. Они абсолютно бесполезны при работе с ручной ретро-оптикой. Я так понял, что это чисто программная фишка, завязанная по-большей части на электронику объектива. А так хотелось "мозаику" на светосильных "старичках". Хотя "клинья" работают, но настолько незначительно, что толку от них мало.

Подсветка фокуса - плюс. Можно выбирать цвет подсветки и её интенсивность. На X-M1 только белый цвет, который в основном мешал, особенно в ясную погоду. Здесь же я выбрал красный, и отчётливо вижу зону резкости. И сложилось такое впечатление, что подсвечивается вся область грип, а не её граница, как на X-M1.

UPD: В темноте подсветка работает идеально,.. при съёмке на Kaxinda MC HD 1.7/35 в помещении с освещением в два диодных ночника промахов с ручным фокусом - ноль. На X-M1 промахи даже днём - нормальное явление.

Предварительный просмотр - минус. Он отсутствует. На X-M1, при зажатии кнопки спуска, камера показывает предстоящий снимок. Это очень удобно при акцентировании на снимке светов и теней. На X10 (которая тоже была в своё время топовой) и X-T3 такой функции нет. И к тому же на X-T3 внутриравовский JPEG тоже не отражает действительности, ибо к нему применены все улучшайзеры и профили пленок.

Зона мануальной фокусировки - плюс. На старых объективах плоскости фокуса по центу и по краю различаются. На X-T3 джойстиком можно быстро поставить область для фокусировки на любое место скадрированной композиции. На X-M1 эта функция тоже присутствует, но зарыта в дебри меню так, что пользоваться ей крайне неудобно. Функция двойного экрана (кадр + зона фокуса) обалденное решение инженеров.

Автофокус - плюс. Он такой же цепкий как и на EOS 6D, а это важно в тёмное время суток. Ну и в целом, про него уже много написано в обзорах, реально классно работает всё.

Автоматический баланс белого - плюс. Он работает более точно, чем на остальных камерах. Сейчас зима, и снег выглядит X-T3 по другому. На остальных мыльницах и фотоаппаратах снег либо "желтый" на солнце, либо "синий" в тени. Здесь же такое впечатление, что камера смотрит на композицию, и старается выбрать компромисс... Т.е. если в кадре нет сильно отличающихся по цвету элементов, то снег получится идеально белым.

Геометрия на широком угле - минус. На X-M1 снимая на объектив Kaxinda MC HD 1.7/35 я очень редко правил "бочку" и перспективу, ибо это никогда не мешало восприятию снимка. Учитывая, что снимаю я только в RAW, камера это как-то нивелировала. На X-T3 полный кабздец - "бочку" надо править на большей части снимков, а перспектива сильно проявляется даже при незначительном смещении от центрального горизонта композиции.

Режим спортивной съёмки - минус. Сам по себе режим хорош, но PictureCode Photo Ninja не смог открыть RAW-файлы, а RAW File Converter EX выдаёт замыленную картинку. Так что информация в обзорах, что этот режим особо не влияет на изображение кроме кроп-фактора, отчасти не верна. Вносятся какие-то изменения в структуру файла, ограничивающие его обработку.

Сенсорный экран - плюс. И этот плюс в возможности его полного отключения.

Поворотный экран - нейтрально. Оценка неоднозначная: возможность горизонтального поворота - это плюс; но фиксированные положения сильно ограничивают свободу и - это минус. По факту пользоваться экраном на X-M1 гораздо удобнее, хотя он поворачивается только в одной плоскости.

Видоискатель - плюс. В 2015 году определившись с матрицей X-TRANS II надо было выбрать, что брать: с видоискателем, но подороже или по-старинке, как на мыльницах. Fuji'ки пощупать было негде, брал "на посмотреть" пару БЗК других производителей. В те годы ЭВИ не имели никаких преимуществ, чтобы переплачивать за камеру. На X-T3 видоискатель реально превосходный. Он более "чистый", "резкий" и информативный, чем внешний экран. Им хочется пользоваться постоянно, как на зеркалках. Приятен также момент, что производитель не сделал дублирование картинки на оба "монитора". ЭВИ и внешний экран - это два разных устройства, каждое со своими преимуществами и возможностью совместной работы.

Рычаг питания - минус. Советую сразу в настройках выставить параметр автоотключения на поменьше. В отличие от крутилок, здесь наоборот, ход рычага очень мягкий и плохо фиксируется. Он постоянно "гуляет" туда-сюда, и это при ношении в кофре. На X-M1 он в меру тугой, и щелчки отрабатывает прям с отдачей в палец. Вообще, управление питанием очень продуманно реализовано на EOS 6D. Там внятный большой рычаг утопленный в углублении, т.е. случайно камеру не включить. Вот если бы такое решение под указательный палец правой руки, то цены бы не было.

Кнопка спуска - плюс. На всех Fuji'ках кнопка имеет два положения с разным усилием нажатия и, не зависимо от "топовости" камер, все кнопки информативны. На X-T3 за счёт большего хода пользоваться кнопкой удобнее. На Canon'е к сожалению кнопка-"желе", что приводит часто к случайному снимку.

Две карты памяти - заочно плюс. Я не в "коммерции" и хватает одного слота за глаза. Но сейчас я только фотографию, а в дальнейшем планирую снимать и видео... Вот тут уже будет проблематично наличие всего одной карты под RAW и видео с высоким битрейтом.

Всепогодность - нейтрально. И вот почему... На X-M1 и EOS 6D не заявлено никакой защиты, однако... Несмотря на пластиковый корпус X-M1, я снимал в проливной дождь и в морозы до -9º, и никаких проблем не возникло (камере 3 года). На Canon'е спокойно снимал в -17º... Но стоит заметить, что X-T3 воспринимается на морозе "теплее", чем остальные. При должном обращении практически всё камеры - всепогодные. Из истории: В бытность работы видеооператором были моменты, когда из видеокамеры Panasonic 3000 сливал воду (реально !) и снимал дальше...



Аккумуляторы - минус. Даже при использовании мануальной оптики, батарейки она "хавает" за будь здоров. На X-M1 мне достаточно одной батарейки на неделю. Здесь же на что можно рассчитывать - это день-полтора не более. Покупка на Ali'ке комплекта на 4 аккумулятора не такая уж и плохая идея.

Блок питания - плюс. К камере не относится, но тоже немаловажный момент в эксплуатации. Реализован он также, как и у X10 - разборный и без кабеля. В путешествиях, когда на руках несколько камер и полно другой электроники, кабели - это реальная жесть. В отличие от X10 тут более удобная система разборки в транспортное положение - одна легкодоступная кнопка.

Имена файлов - плюс. Эту функцию сильно хотел после того, как увидел на Nikon'е. Можно прописать не только авторство в тэгах фотографии, но и задать префикс имени файла. Особенно удобно при наличии нескольких камер одной фирмы.

Чтение карт памяти через картридер - плюс. Не знаю, с чем это связано, но со всеми фотоаппаратами были и есть проблемы с определением карт в Windows. Сбрасываю фото по кабелю. На X-T3 те же самые карты через тот же самый картридер открываются без проблем, при этом я их даже не форматировал.

По софту. Главная фишка после установки RAW File Converter EX 3.0 by SILKYPIX 8.0.1.0 - в системе появилась поддержка миниатюр. Теперь RAW-файлы в проводнике отображаются как и остальные картинки, казалось бы - сомнительная функция. Я сейчас делаю бэкап в Облако и это сильно помогает.

Также программа полностью заточена на камеры только от Fujifilm (Canon'овские снимки не увидела) и включает все известные на сегодняшний день профили фирменных плёнок. Но, программа "смотрит" модель камеры и даёт пользоваться только заложенным в неё набором профилей. Например, нельзя на X10 использовать профиль Eterna.

Работает медленно, нагружает все 8 ядер, при этом не используя мощности видеокарты. Мусора на дисках не сильно оставляет, но настройки непосредственно в RAW, как это делает Canon Digital Photo Professional, не вносит. Преимущества перед PictureCode Photo Ninja только в профилях.

Идеология интерфейса схожа с большинством проявщиков, но я уже привык к Photo Ninja. Он гораздо удобнее, быстрее и у него отличный фирменный шумодав.


Не хватает режима независимого просмотра, как в X10. Там длительное нажатие на кнопку "плэй" включает просмотр фотографий, минуя этапы подготовки камеры к работе и запуска электроники объектива. Это сильно экономит ресурс приводов и батарею при сценарии "Дай посмотреть".

В целом от камеры только положительные эмоции. Функционал сильно радует, особенно полный ручной контроль съёмки. Обидно, что камеры начального уровня не настолько удобны в работе. Получается, чем больше отдал за камеру, тем проще снимать,.. а новичкам приходится идти усложнённым и без того тернистым путём.

Стоит отметить, что моя мануальная ретро-оптика совсем по-другому воспринимается  на новой матрице. Ниже сказанное не касается технического качества картинки. На X-M1 фаворитом был объектив Carl Zeiss Jena Pancolar 1.8/50 давая пластичную акварельную картинку, а на X-T3 "магия" пропала. Зато совершенно порадовал Гелиос-44М 2/58, пропала "песочность", картинка стала более воздушной и мягкой, цветовые переходы стали более плавными. В общем, картинка сильно прибавила в художественности.

Буду дополнять...

Промо-постер от ⇨ производителя. Форум на ⇨ Foto.ru. Ссылки на: софт 1, софт 2, прошивки.
Скачать весь софт и F-Log одним ⇨ файлом. Фотошколы и книги для владельцев ⇨ Fujifilm.

Комментарии

comments powered by HyperComments