В связи с тем, что на форуме Player.ru с завидным постоянством возникают одинаковые по своей сути, смыслу, содержанию и тупизне вопросы по выбору наушников, источников, кабелёчков и т.п. приблуд из мира портативного аудио, где взывающий к мудрости предков нуб страждет узнать от седовласых старожилов тайны смысла жизни, решил написать всем им короткий FAQ, дабы не разжёвывать новобранцам основные параграфы мирового аудиофильского устава всякий раз заново.
Прежде всего, сделаю стандартный дисклеймер о том что положения настоящего документа не связывают его автора какой-либо ответственностью в связи с его применением, неприменением, истолкованием, включая любой вред имущественного или неимущественного характера, который может быть причинен в связи с существованием оного. FAQ отражает личную точку зрения автора, основанную на его богатом внутреннем мире и эмпирическом опыте познания окружающей действительности. Текст может изобиловать техническими и фактическими неточностями, но по существу претендует на окончательную истину.
Best regards, Dr. Kosyakman.
Прежде всего, сделаю стандартный дисклеймер о том что положения настоящего документа не связывают его автора какой-либо ответственностью в связи с его применением, неприменением, истолкованием, включая любой вред имущественного или неимущественного характера, который может быть причинен в связи с существованием оного. FAQ отражает личную точку зрения автора, основанную на его богатом внутреннем мире и эмпирическом опыте познания окружающей действительности. Текст может изобиловать техническими и фактическими неточностями, но по существу претендует на окончательную истину.
Вопрос 1. Подскажите, какие наушники купить стоимостью до ___ рублей, желательно чтобы были недорогие и самые лучшие?
Ответ.
Никаких таких наушников (лучших и дешевых) не бывает и быть не может, поскольку если бы они действительно появились – не существовало бы данного форума и кучи других аналогичных ресурсов, на которых обсуждаются различные устройства, с нехилым количеством последователей того или иного «течения» в области звуковой вкусовщины.
Поэтому от мысли купить что-то безошибочное один раз, вложив свои кровные с КПД 99% и слушать до конца дней прекрасные наушники, которые на смертном одре можно будет толкнуть с барахолки или уступить с дисконтом своему сыну, следует отказаться сразу же.
Единственно возможный и корректный вопрос в данном случае – просить совета подсказать ряд моделей, которые общественностью в большей или меньшей степенью оцениваются как положительные по соотношению «цена-качество». Сделать таким образом более-менее репрезентативную выборку, откинув из поля зрения всякий заведомый шлак.
Не скрою, что этот способ также не идеален и и имеет ощутимую погрешность, поскольку даже приобретение наушников из перечня «одобренного институтом аудиофилостроения при СРАН» не гарантирует вам отсутствие неприятного жжения в нижней части спины.
Однако если удовлетворить любопытство другим образом возможности нет, он позволит минимизировать вышеуказанный риск хотя бы за счет обеспечения более легкой продажи непонравившегося устройства на барахолке как общепризнанной годноты (т.н. «индекс оборачиваемости» барахла на барахолке). В качестве обратного примера можно сказать, что всякое экзотическое guano может лежать в продаже по полгода.
Вопрос 2. Имею 5000 рублей, сэкономил на завтраках и услугах цирюльника, есть желание купить наушники, которые будут кочать мою музыку! Слушаю Надежду Бабкину и BURZUM. Подскажите лучшие наушники для моей музыки! Стоимость значения не имеет, но не свыше 5000 рублей!
Ответ.
По скромному мнению авторитетных источников, пожелавших остаться неизвестными, выбор наушников под какие-то конкретные стили музыки изначально ошибочен. Начнем с того, что хорошие наушники должны играть одинаково хорошо все стили. В противном случае имеем неуниверсальные, ситуативные агрегаты, способные удовлетворять лишь сиюминутные запросы конкретного слушателя.
Более того, точка зрения каждого человека относительно того КАК ИМЕННО должен играть тот или иной стиль, различна. Именно поэтому – рекомендации по подбору наушников да еще и со ссылкой на музыку еще более усложняют и без того, как правило, запутанное и непонятное «тех. задание» вопрошающего.
Одному кажется, что в метале - главное ударность и низы, «кач». Другой в первую очередь концентрируется на гитарных партиях - то есть для него важна середина и читаемость именно этого диапазона. Третий вообще имеет нежную кожу за ухом и не приемлет заушной посадки, поскольку провод натирает упомянутую часть тела в момент трясения хайром – то есть будет советовать те или иные модели вообще не ориентируясь на звучание.
Поэтому подобных вопросов следует избегать, а если уж совсем не терпится – лучше попытаться выделить те характеристики, которые лично вам нравятся в предпочитаемых вами стилях музыки и подбирать себе наушники ориентируясь на заданные показатели.
Например – в джазе нравится сцена – ищем наушники с хорошим стереоэффектом, пространством, «не зажатые», не нравятся резкие и пиляще-звенящие тарелки – смотрим в сторону «темных» наушников. Любите даб – ищем наушники с тегом #суббас, #ушлепок-бассофил. Любите середину – покупаем Etymotic ER4S и т.д.
Вопрос 3. Арматура или динамик? Подскажите, пожалуйста, какие взять наушники арматура или динамик, ответ желательно дать со ссылками на действующие ГОСТ и судебную практику до 18.00, в противном случае убью себя, попрошу без флуда!
Ответ.
Основное отличие динамических и арматурных наушников заключается в характерных для каждого из излучателей особенностях подачи звука. В двух словах этого не скажешь, более того – гораздо проще послушать и те, и другие, чтобы понять какой именно звук лично вам по душе.
Если попытаться выразить это упрощенно, то арматура дает более точный и «быстрый» звук, обеспечивает как правило лучшую детальность и в силу конструкции – шумоизоляцию. При этом многие отмечают ее некоторую «неестественность», а также характерное «шелестение», которое вероятнее всего обусловлено просто-напросто высокой детальностью и непривычным воспроизведением мелких звуков, в обычной жизни замыливаемых.
Динама более вальяжна, часто рисует музыку более крупными мазками и образами, имеет характерные (более продолжительные) затухания, а также привычные для уха («естественные») тембры инструментов. Но расплата за это – меньшая детализация, худшая звукоизоляция, не такой быстрый отклик на агрессивной и быстротемповой музыке и как следствие – потеря ударности, смазанность.
Также важно отметить, что по-разному приготовленные арматура и динама могут заимствовать друг у друга в той или иной степени свои черты (встречаются отзывы, что арматурные наушники звучат «по динамичному» и наоборот), что еще раз подтверждает постулат о необходимости хотя бы минимального личного опыта.
Вопрос 4. Хочу стать аудиофилом и не знаю с чего начать. Перечитал кучу форумов, в голове каша – не знаю что выбрать. Чем больше читаю, тем больше запутываюсь. Укажите мне путь во тьме неведенья!
Ответ.
Начните с себя. Есть такое психологическое расстройство – «синдром Хопкинса/Сони». Впервые диагностировано в 2009-2010 годах, позднее было апробировано и подтверждено в 2012-2013 гг. Тип людей, страдающих данным недугом, характеризуется маниакальным и параноидальным желанием «не ошибиться» при выборе того или иного барахла. Как правило, чтение форумов сопровождается многочисленными вопросами к участникам, уточнениями, занудными сравнениями характеристик разных устройств и проч.
Лечение было предложено проф. Артемием Дудуковичем, разработавшим уникальную формулу, позволяющую эффективно пресекать распространение болезни негуманным, но действенным способом.
«Купите уже что-нибудь, все равно ошибетесь».
Несмотря на внешнюю простоту данной формулы, она как и всё простое – гениальна. В ней заключен не только посыл пациента в нужное направление (в магазин аудиобарахла, например), и избавление тем самым форумного сообщества от утомительного персонажа, но и совершенно правильный постулат о бесполезности любых советов человеку, который не знает чего хочет.
Это основная мысль, которую следует уяснить новоиспеченному аколиту. За редким исключением, вопросы о выборе наушников задают люди у которых попросту отсутствует опыт прослушивания, поэтому любые советы для него будут пустым звуком. Таким образом, начинать все равно с чего-то придется.
Хотя бы для создания реперных точек, от которых впоследствии вопрошающий может отталкиваться в дальнейшем плавании, поняв свои личные претензии/предпочтения, пожелания и т.п.
Примеры:
- Купил Сенхи ИЕ-8, слишком много баса и невнятная середина, что посоветуете? - Посмотрите в сторону однодрайверной арматуры, там бас вас точно не будет беспокоить;
- Купил Нейлы 1, но шумоизоляция неидеальная, в остальном все нравится, как жить дальше и стоит ли? - Вам рекомендованы Etymotic, звук в них не хуже, а шумоизоляция выше;
- Сейчас слушаю Триплы, все нравится, но неудобны в эксплуатации, что можно купить со звуком не хуже, но поудобнее? - Обратите внимание на UE900. Хуже по звуку уже не будет, а вот комфорт многими оценивается как оптимальный.
Чем более обширен будет ваш личный опыт, тем больше вы начнете понимать о чем пишут другие исследователи и научитесь грамотно фильтровать действительно полезные рекомендации от выкриков городских сумасшедших.
Вопрос 5. Однодрайверы или многодрайверы? Много читал дебатов на тему того, что однодрайверы – это true, а многодрайверы – false. Кому верить и как сделать так, чтоб меня отпустило?
Ответ.
Вопрос достаточно сложный и неоднозначный. Коротко ответить на него не получится. Наилучшим ответом будет очередной совет овладеть личным опытом использования того и другого для формирования правильной картины мира. Для тех же, кто лишен такой возможности, ниже сделана попытка поверхностного анализа причин и условий, породивших существующий дуализм.
Действительно, противостояние однодрайверной и многодрайверной арматуры имеет место на протяжении нескольких лет, а с усовершенствованием технологий, позволяющих изготавливать 6-, 8- и даже 12-драйверные наушники, появляются дополнительные вопросы у людей несведующих, вызывая волнение в их неокрепших умах.
По данному вопросу следует сказать следующее – единого мнения что лучше до сих пор нет, поэтому отстаивать какую-либо конкретную точку зрения было бы неправильно. Следует ограничиться указанием тех наиболее часто всплывающих аргументов сторонников как первых, так и вторых, а также обоюдной критики.
Приспешники однодрайверного Сотоны заявляют, что основное преимущество однодрайверной арматуры заключается в цельности звучания, отсутствии зон «стыков» разных участков АЧХ, вызванных работой нескольких излучателей. Вследствие того, что в наушнике используется один единственный драйвер, нет необходимости согласовывать работу излучателей, применяя кроссоверы. Такая подача дает комплексное ощущение от звукового потока, он как бы не «распадается» на несколько отдельных независимых друг от друга полос. Также это обеспечивает отсутствие неприятных пиков и провалов (неровности АЧХ), якобы свойственных многодрайверным решениям.
Дополнительно однодрайверные аколиты подчеркивают, что ряд промышленных излучателей имеют диапазон вполне достаточный для полноценного прослушивания музыки человеческим ухом. Расширение границ АЧХ в этом случае в виде многодрайверной арматуры – излишество, порожденное маркетингом, дабы заработать на доверчивых аудиофилах.
Подобная аргументация заслуживает внимания, потому что описанный эффект «цельности» саунда в однодрайверных наушниках действительно имеет место.
В качестве недостатков однодрайверов, однако, многие отмечают все ту же неровность АЧХ, и неравномерную проработку всего диапазона воспроизводимых частот. Опираясь на субъективные мнения разных сограждан, можно резюмировать, что главной претензией к однодрайверам остается недостаток баса и/или ВЧ, а равно отсутствие интересной стерепанорамы (т.н. «плоский» звук), крикливость (вызванная характерным всплеском в зоне 2-3 кГц, именуемая в простонародье как «псевдодетальный пичок на верхней середине»), общая неестественность/натянутость звучания, отсутствие «свободы», широты в подаче проигрываемого материала.
При этом, в зависимости от конкретной модели данные претензии могут варьироваться – наушники с хорошим разрешением на середине (например Etymotic ER4P/S) страдают недостатком баса и куцыми ВЧ. Наушники с неплохим уровнем НЧ имеют гулкость и муть на середине (например, Sleek SA-6). Наушники с приемлемыми НЧ и СЧ, завалены на ВЧ диапазоне (например, Hippo Pro One).
Однодрайверы, таким образом, напоминают «тришкин кафтан» – натягиваешь на грудь - зад оголяется, и наоборот. Иными словами, одного драйвера на полноценную отработку всего диапазона, без надрыва для производства, почти ни одна однодрайверная арматура предложить не может.
На этот счет есть и альтернативная точка зрения, согласно которой с однодрайверами всё хорошо. Справедливости ради следует и эту мысль озвучить, но лишь коротко, поскольку данный FAQ все же призван носить просветительский характер, а не мифологический. Впрочем, в рубрике «Сказки Брянского леса», мы, возможно, вернемся к данному спорному моменту.
Многодрайверы были призваны решить проблему, характерную для однодрайверов. Как в многополосных акустических системах разные динамики отвечают за разные участки АЧХ, в многодрайверной арматуре каждый драйвер призван обеспечить комфортную работу наушника на соответствующем отрезке воспроизводимых частот.
Достоинства, приписываемые многодрайверной арматуре, проистекают собственно из недостатков однодрайверной. Увеличение количества драйверов якобы решило проблему с полновесным звуком, в котором присутствует не только середина, но и мощный, быстрый бас, прозрачные ВЧ, а также такая милая уху аудиофила «сцена», то есть объем и панорама, создающие пространственный эффект восприятия записей.
Надо сказать, что частично данные задачи многодрайверы действительно решают, но многие модели, существующие на рынке, справляясь с одной проблемой порождают пару-тройку других. Это уже названные выше «стыки» между излучателями, характерные всплески и провалы в АЧХ, а также отмечаемая рядом слушателей общая «нечестность» звучания. Если однодрайверные решения при их недостатках звучат цельно, то для многодрайверов нижнего и среднего ценового диапазона характерно разрозренное звучание, отсутствие слитности.
Общим выводом, не выбивающимся из теории эволюции, будет то, что сделать ровную АЧХ на многодрайверах, несмотря на «карты в руках» разработчиков, вооруженных теперь несколькими излучателями, стало на удивление сложнее, чем добиться успешного результата на однодрайверах.
Тем не менее, в результате того, что ряд проблем, свойственных однодрайверной арматуре, многодрайверы все-таки решали (а некоторые ушлепки-бассофилы и вовсе не нуждались ни в чем более совершенном, чем Westone 3), работа над совершенствованием именно этого направления продолжилась, венцом которой стало создание кастомных многодрайверных арматур, то есть наушников, изготавливаемых по индивидуальным слепкам ушного канала, и заливаемых в акрил/силикон, для получения максимального комфорта и качества звучания.
Резюмируя сказанное, можно утверждать, что на данном этапе аудиофильским сообществом не выработано единых рекомендаций относительно выбора однодрайвер/многодрайвер.
Вместе с тем, анализируя существующие тенденции, следует отметить, что современная и прогрессивная часть человечества отбрасывает пережитки эры слуховых аппаратов и устремляет свой взор в мультидрайверность, за которым видит новое, счастливое будущее.
Вопрос 6. Универсалы или кастомы? Слышал мнение, что кастомы – для больших пацанов, а универсалы – для лохушников. Правда ли это и как унять жгучую боль?
Ответ.
Данное утверждение чересчур резкое чтобы всерьез рассуждать на эту тему. Необходимо понять, что наш форум – толерантен, в том числе к людям с универсалами. Не стоит заострять внимания на этой особенности, мы должны быть гуманны и человечны к любой форме аудиофилии, какие казалось бы уродливые очертания она не принимала.
Если взглянуть на вещи объективно, то будет нелишним указать на плюсы и минусы универсалов и кастомов. Конечное решение будет зависеть от толщины кошелька, способности к авантюрам, и общей степенью увлеченности темой портативного аудио.
Универсалы (плюсы):
- не требуют временных и организационных затрат – купил, вставил, послушал.
- гораздо более «оборачиваемы» на вторичном рынке – без лишних хлопот продаются, меняются, покупаются, без кардинальных потерь в стоимости;
- стоимость как правило ниже, чем у кастомов;
- можно ходить на сходочки и слушать по очереди, нет привязки наушников к личности владельца.
Универсалы (минусы):
- звучание часто зависит от посадки, конкретных насадок, глубине засаживания наушника, совместимостью с ушами и т.п. факторами, которые порой взаимопересекаются и усиливают свое влияние. Как итог – получить комфортный и самое главное – повторяемый звук, для разных людей бывает проблематично;
- за редким исключением, шумоизоляция универсалов – хуже;
- дискомфорт при ношении, индивидуальная несовместимость с отдельными моделями универсалов;
- несменный кабель (для ряда моделей);
- презрительные и уничижительные взгляды владельцев кастомов, свист и улюлюканье толпы.
Кастомы (плюсы):
- максимальное удобство;
- отличная шумоизоляция;
- звук всегда одинаков и не зависит от посадки;
- практически 100% кастомов предполагают возможность замены кабеля, для повышения комфорта использования и качества звука;
- большие возможности для улучшения звука за счет оптимального размещения драйвера/драйверов относительно перепонки, для получения максимально качественного звучания;
- возможность нанести индивидуальный рисунок/дизайн;
- ощущение элитарности, увеличение ЧСВ не менее чем на 50 пунктов (факультативно).
Кастомы (минусы):
- долгая и предполагающая определенные затраты процедура изготовления (снятие слепков, отправка слепков изготовителю, долгое ожидание, срывы, запои);
- низкая оборачиваемость на вторичном рынке в силу индивидуальности, возможность продажи только со значительным дисконтом (на «решелл», т.е. перезаливку драйверов в кастом нового владельца);
- относительная дороговизна кастомов;
- невозможность дать их послушать на сходочке другу;
- в отдельных случаях – необходимость проведения решелла (когда изготовленный кастом не сел должным образом в силу корявости слепка или уха клиента), т.е. повторение процедуры из п. 1 дважды, а в запущенных случаях – трижды, что увеличивает и без того немалую стомость кастомов и форсирует нервозность аудиофила.
Следует отметить, что подавляющее большинство современных «топовых» внутриканальных (IEM) наушников – это именно многодрайверные кастомы. Как бы не угнетала данная тенденция ретроградов-универсальщиков, это неумолимо развивающееся направление.
Отдельно следует выделить однодрайверные кастомы – как компромисс между любимым многими брюзжанием «многодрайверы зло» с одновременным повышением комфортности процесса пенетрирования ушных каналов.
Вопрос 7. С наушниками разобрался, остановил свой выбор на Unique Melody Merlin, т.к. о них много хороших отзывов, а плохие я пропускал! Какой теперь купить источник? Китайское говно не предлагать!
Ответ.
Вопрос выбора источника не менее индивидуален, нежели вопрос выбора наушников. В первую очередь следует сказать, что при формировании связки «плеер-наушники», распределение денежных средств общего бюджета рекомендуется производить по формуле 30/70, а то и 20/80. Иными словами, хорошие наушники – первичны, а качественный источник – это следующий этап разложения личности и деформации сознания.
Почему так? Все очень просто – разницу между наушниками услышит даже СаняРВ, а вот разница между источниками будет слышна не любому. Конечно, на кривых аппаратах, различия будут бросаться в глаза/уши в большей степени, но начиная с определенного ценового диапазона, как правило, девайсы приходят на некий базовый уровень качества после которого все кровно заработанные денежки тратятся на 5-10%-ные улучшения, выражающиеся, как правило, в нюансах. Переплатив в два раза за плеер топового уровня ожидать 100% прироста качества – наивно.
Как говорится – чем дальше в лес, тем толще аппараты.
В современном мире выбор качественных аппаратов достаточно велик. Те времена, когда отчаянные аудиофилы слушали Микротрак и модифицировали Рооку, к счастью, позади. Несмотря на то, что отдельные недобитки еще предлагают к продаже экземпляры кустарного производства, массовый производитель прощупал нишу хай-фиделити в портативе и более-менее успешно решает задачи насыщения рынка приблуд звуковоспроизводящими агрегатами.
Тем не менее, существующее разнообразие девайсов требует их хотя бы минимальной классификации. Следует принимать во внимание, что предложенная цветовая дифференциация штанов носит во многом условный характер, а кроме того – может страдать упущениями. Тем не менее, для схематичной демонстрации мысли, она вполне сгодится.
- Устройства начального уровня – всяческие Текласты, Фио Х3, IHIFI770, Санса и т.п. девайсы. Следует ожидать звук выше уровнем чем совсем массовые аппараты (а-ля Ковоны, Эксплеи и т.п. плееры совсем уж без претензий на белый полет). Отличия по звуку формируют у каждого аппарата некую массу приверженцев, которые даже сравнивают их между собой, обсуждают прошивки и развлекаются тому подобным образом.
- Устройства средней руки. Сюда разумно отнести аппараты а-ля IHIFI960, Fiio X5, АК100, IBASSO DX50/90, Cowon Plenue 1, Hifiman 601, ММ2, HIFI E.T MA8 и ряд других. Аппараты в этой ценовой и качественной категории достаточно разные по своему функционалу, наполнению, и даже звуку (кто-то имеет более ярко выраженные вкусовые отличия, кто-то – менее). В целом, сравнивая с аппаратами из первой группы, уровень звука в данном сегменте будет более взрослым, с претензией.
- Так называемый «TOP». Некоторые из этих аппаратов (в первую очередь – старички) так или иначе уже стали хрестоматийными, во многом были флагманами (которые, возможно, переживают не лучшие времена в связи с наводнением рынка устройств категории № 2), но до сих пор не повержены. Как истинная классика, данные агрегаты, несмотря на радикально противоположные мнения о каждом из них, не нуждаются в ханжеской опеке и сами по себе в каком-то смысле эпохальны. К этому списку можно отнести Hifiman 801, Ibasso DX100, Alexmod, Colorfly C4, AK 120 II, AK240, HIFI E.T MA9.
Отдельно стоит сказать про «аппараты-недоразумения», которые сложно отнести к одной из предложенных трех групп. Связано это с тем, что несмотря на топовый антураж, отнесение их к легендам затруднено в виду крайней неоднозначности их оценки со стороны мирового сообщества и экспертов-дрочеров. К таким «выродкам» среди обширной и многонациональной аудиородни относятся TERA PLAYER, HIFIMAN 901.
Каждый из этих аппаратов находится приблизительно между 2 и 3 уровнем вышеуказанной классификации, однако в силу ряда факторов не укладывается успешно ни в тот, ни другой.
Если быть до конца последовательным, то и развитие 3-й группы не ограничивается лишь указанными агрегатами. В качестве ультимативных решений в настоящее время предлагается некий вариант «ультра-ТОПа», предполагающий авторские модификации полюбившегося аппарата (самые известные модификации это HIFIMAN SYMMCAT/AE EDITION, DX100 UFO/SL MOD, MA9 AE/SL MOD и т.п.). Впрочем, модификации производятся и с аппаратами первой/второй группы, позволяя тем самым вертикальные перемещения девайсов по иерархической лестнице, на радость упоротым владельцам.
Также надо упомянуть, что данный блок не содержит упоминания и градации "бутербродов", которые в силу их многообразия и специфики с трудом могут быть помещены в столь упрощенную конструкцию.
Best regards, Dr. Kosyakman.