воскресенье, 6 мая 2018 г.

Сложность идентификации часов

ВАРИАНТ №1. Механизмы старых часов зачастую изготавливались из выточенных на станке заготовок (в каталогах такие заготовки называются ebauche, что переводится "в сером цвете"). Часы из заготовок - распространенное явление. Можно найти много часов с механизмами, похожими схемой работы и контрольными размерами, но заметно различающимися по стилю и качеству отделки.


Из истории франко-швейцарской часовой промышленности... Заготовки "ebauche" придумали братья Жапи (Japy freres) в конце 18 века. Они разработали машины для производства заготовок часовых плат и мостов - довольно грубых болванок с определенными допусками. Тем самым был сокращен труд по вытачиванию плат и мостов вручную.

Также было добавлено машинное производство колес и стальных деталей, и появилась возможность продавать целые наборы для сборки часов, содержавших в разобранном виде основные элементы механизма - платы, мосты, колеса, пружины, винты, цепочки. Выточка заготовок на станках выполнялась неквалифицированной рабочей силой, и была делом нехитрым.

Однако, для того чтобы сделать рабочие качественные часы из такого "конструктора", требовалось вложить остальные 90% трудов - подогнать детали между собой, свести допуски к минимуму, подогнать колесную систему и точно рассверлить отверстия под оси, обработать платы, нанести художественные гравировки и надписи, покрыть платы золотом, сделать циферблат. В завершение надо было собрать и отрегулировать механизм, вставить его в корпус. Всю эту работу выполнял настоящий часовой мастер высокой квалификации, от его работы целиком и полностью зависело качество и точность часов. (источник)

ВАРИАНТ №2. Цитата: "Меня смущала гравировка на механизме "Wm Wilson №13 Pilgrim street Newcastle" - думал, что это имя часовщика и механизм кто-то перекорпусил. Но покопал гугль и обнаружил, что по справочнику 1837 года в доме 13 по Пилгрим-стрит действительно проживал некий Вильям Вилсон, но был он не часовщиком, а ростовщиком. Так что он их не делал, скорее он был первым владельцем. Купил в Бирмингеме, носил в Ньюкасле - в этом случае ничего удивительного нет." (источник)


ВАРИАНТ №3. Клейма на корпусе ничего не значат о выпуске часов. В моём случае с часами Waltham клейма обозначали что, корпус часов изготовлен из стерлингового серебра 925 пробы, апробирован в Честере (Англия) в 1879 году. А сами часы были произведены в Америке в феврале-марте 1881 года. Т.е. корпус был изготовлен неизвестно где и кем, апробирован в Англии и доставлен пароходом в Америку для окончательной сборки. Также сложно сказать, когда и где была выполнена резьба по корпусу. Радует, что хоть номера, в большинстве случаев, не совпадают.

ВАРИАНТ №4. Клеймо на задней крышке часов. Как показа практика с поиском изображений клейм (щит окруженный ремнем) на часах, с часами произведёнными на фабриках - метод не канает. На аукционах часы ассоциируют либо с фабрикой, либо с её владельцем. В результате на одно имя может быть куча клейм. Также есть различия в клеймах "единоличного" мастера во времени и зависит также от дороговизны отделки. Точки (дырки на ремне) величина не постоянная, и что они значат, пока не понятно. Короче, тоже не вариант.

НЕ ПО ТЕМЕ - ПРОСТО ДЛЯ ИНФОРМАЦИИ

Анкерные часы с английским спуском. В некоторый момент оказалось, что в анкерных часах, как и в цилиндровых, фузея особо не помогает для большей точности. И ее стали уже не применять, что собой намного упрощает конструкцию и повышает надежность. Но еще долго покупатели искали часы с фузеей, как считали что они намного точнее и дороже.


Часы без фузеи было легко отличить, как они заводились по часовой стрелке, в отличии от фузейных, которые всегда заводятся против часовой стрелки. Поэтому производители стали применять простые 'хитрые' способы чтобы повернуть посоку завода...

Здесь показаны основные 2 способа: В первых вал барабана зацепляется с дополнительным валом, на котором есть квадрат для ключа и таким способом заводится обратно. Во вторых есть паразитное колесо, которое находится между барабаном и центральным колесом и таким способом меняется посока вращения самого барабана, а с нем и посока завода. Паразитное колесо плотное и похоже на второй барабан, но в нем просто нет ничего - только толстое полотно с зубьями на ось, нет триба. (источник)

Комментарии

comments powered by HyperComments