Планетарная втулка (Internal Hub) -
это сложная система переключения скоростей для велосипеда. Она более
надежная и долговечная, нежели обычная втулка, но очень плохо реагирует
на сверхнагрузки, поэтому их не использвуют в соревнованиях или
экстремальном катании. Самые продвинутые модели (например некоторые
Dutch байки) обладают 7-и ступенчатыми планетарными втулками, а на
упрощенные ситибайки (или складные) ставят 3-х ступенчатые. В таких
втулках механизм и звезды находятся в смазке под защитной оболочкой, а
сама система напоминает коробку передач автомобиля.
Наибольшую популярность планетарные втулки получили в первой половине
20 века, практически на каждом велосипеде стояла такая втулка
(особенной популярности они пользовались в Великобритании, Голландии,
Германии, Скандинавии). Однако, появившиеся позже переключатели
скоростей и кассеты, вытеснили планетарные втулки, благодаря своей
дешевизне и неприхотливости.
У велосипеда с планетарной втулкой отсутствует внешний переключатель -
весь механизм переключения спрятан внутри задней втулки, а снаружи лишь
одна звезда и цепь. Это самое главное преимущество планетарных втулок -
нет лишних деталей, которые так легко повредить при падении. Вся
система переключения находится внутри корпуса втулки, надёжно защищена
от грязи и внешнего воздействия. Переключения можно производить как под
нагрузкой, так и без, поскольку цепь всё время стоит на одних передачах,
то нет вероятности её повреждения при переключении. В отличие от
классической системы переключения, планетарная втулка совместима с
задним ножным тормозом.
Особенность планетарных втулок - более высокая стоимость и более
низкая ремонтопригодность, чем у классической системы переключения.
Сложный механизм переключения внутри втулки стоит дороже классической
системы переключения.
Планетарная втулка надёжна, при правильной эксплуатации ресурс -
десятки тысяч километров. В приводе используются толстые цепи и
звездочки, их ресурс во много раз превышает срок службы аналогичных
компонентов велосипедов с классическим переключателем. Планетарная
трансмиссия не требует обслуживания, единственная регулировка - подтяжка
тросика в процессе эксплуатации. Однако если что-то сломается в
планетарной втулке, то ремонт может обойтись дорого и делать его
придется в специализированной мастерской.
Несмотря на большое количество скоростей в самых продвинутых моделях,
не для всех видов катания будет достаточно скоростей планетарных
втулок. Такая система переключения скоростей подойдет для неспешного,
комфортного катания по городу, лесу и паркам. Но если мы говорим про
езду в стиле кросс-кантри или более экстремальное катание на велосипеде,
то количество скоростей и диапазона передач будет недостаточно.
Стоит отметить и намного больший вес планетарной втулки, если
сравнивать с классической системой передач, развесовка велосипеда будет
смещена в сторону заднего колеса.
Плюсы: большой ресурс при правильной эксплуатации; механизм переключения передач полностью закрыт в корпусе втулки, что позволяет защитить его от попадания грязи; совместим, как с ручными тормозами, так и с задним ножным тормозом.
Минусы: стоимость; больший вес по сравнению с классической системой переключения; сложный ремонт, под силу только квалифицированным специалистам по планетарным втулкам.